Правила подсудности
В постановлении также разъясняются нюансы определения подсудности по названной категории дел.
По общему правилу административные иски рассматриваются судами по месту нахождения органа, лица, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие, допустивших оспариваемое бездействие, в том числе по месту нахождения
территориального органа федерального органа исполнительной власти, напоминает Верховный суд.
При этом, если полномочия органа или лица распространяются на территорию нескольких районов населенного пункта, территорию субъекта РФ, территорию нескольких регионов или на всю территорию Российской Федерации, административный иск, подсудный
районному суду (арбитражному суду субъекта РФ), по выбору административного истца может быть подан также в суд того района (субъекта РФ), на территории которого исполняется оспариваемое решение либо возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых решения, действий.
«Например, административное исковое заявление (заявление) об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного приставаисполнителя может быть подано также по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
(статья 33 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
административное исковое заявление (заявление) об оспаривании акта органа государственного (муниципального) контроля (надзора) – по месту устранения соответствующих нарушений законодательства; административное исковое заявление (заявление) об оспаривании бездействия в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения, по ликвидации несанкционированной свалки, по очистке от сорной растительности – по месту совершения необходимых действий», — указывает высшая инстанция.
Активная роль суда
Рассмотрение дел по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда, подчеркивает высшая инстанция. Верховный Суд РФ напоминает, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
«Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение
законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении», — отмечает ВС.
Важные и объективные обстоятельства
Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований, то есть независимо от доводов административного иска, заявления суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя или лиц, в защиту прав, свобод и законных
интересов которых подано соответствующее заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
12.10.2023, 13:47 Верховный Суд РФ разъяснил особенности рассмотрения дел об оспаривании решений госорганов. Практика обжалований действий бездействий гос.органов
3) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Кроме того, ВС указывает, что суду также надлежит проверить соблюдение нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Высшая инстанция напоминает, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять граждан или организации обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных
законом.
«В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств,
поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ)», — отмечает ВС.
Суд разъясняет, что судам надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций. При этом отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца не является основанием для отказа в удовлетворении
административного иска.
Источник – Верховный Суд РФ, 28.06.2022г.